?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Видео Previous Previous Next Next
ШЕСТЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ - ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ
lxa_shoustov
lxa_shoustov
ШЕСТЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
Существуют как минимум шесть методологических проблем обществоведения, которые необходимо решать для того, чтобы социальная практика человечества могла совершенствоваться.

1. Невнимание к социальным оппортунистам. Теоретики и практики в области социальных процессов (общественные деятели, журналисты, юристы, экономисты и, естественно, политики) в своих моделях не учитывают интуитивно согласованную на основе общих интересов деятельность оппортунистов (согласно Оливеру Уильямсону), то есть тех, кто «преследует личные интересы с использованием коварства». Их надо всегда включать в модели и предполагать при прогнозировании обязательное наличие соответствующей активности. Необходимо всегда включать блок защиты от оппортунистов в любую модель создаваемых общественных институтов.

2. Антропоморфизм социума. Практики в области социальных процессов воспринимают социальные сообщества и структуры по образцу отдельно взятого человека со свойствами здоровой психики. Им кажется, что «общество», «государство» в состоянии что-то «решить и сделать». Необходимо уйти от этой модели, так как она игнорируют реальность: практически в любой социальной единице существуют внутренне противоречивые тенденции и возможность оппортунизма, что гораздо реже встречается в психике и организме человека.

3. Аксиологическое культурное многообразие. Теоретики и практики в области общественных процессов исходят из существования высшего набора «общечеловеческих ценностей», под которыми в западноцентричной культуре понимаются протестантские (и в меньшей мере католические контрреформаторские) по происхождению ценности земного существования. Вместе с тем, как в обществах «стран Севера», так и в ещё большей мере в остальных странах мира существуют варианты живых, сильных и передаваемых из поколения в поколение ценностных систем, в которых на первом месте стоят отнюдь не мирские, не материальные ценности. Политическая и экономическая системы мира выстроены так, что «западная» система ценностей имеет институциональные преимущества, подавляя своей экспансией возможности остальных по обеспечению желаемых параметров земной жизни их носителей. Последние продолжают воспроизводить свою культуру, причём в большем, чем у «западников», количестве людей, однако их земные возможности сжимаются. Это воспринимается как несправедливая система. Переходить же в «западную» культуру, чтобы воспользоваться её институциональными преимуществами, большинство представителей других культур не желают именно в силу особенностей их ценностных систем. Из этого вырастает агрессия против стран Запада, социальный протест и межкультурное напряжение, выплёскивающееся всё чаще в межкультурных конфликтах.

4. Тотальный эгалитаризм. Эгалитаризм от рождения по умолчанию переносится на эгалитаризм при наступлении совершеннолетия. Прогрессивный в своё время принцип всеобщего равенства при рождении, введённый философами Просвещения, оказался перенесён на взрослых членов общества. Однако естественное и не требующее устранения различие в условиях воспитания, а также в системах ценностей, передаваемых в ходе социализации, в разных культурах приводит к неравенству людей, вступающих во взрослую жизнь. Одни лучше приспособлены к одним областям деятельности, а другие к другим. В равной степени подготовить всех к разным условиям невозможно в силу сложности мира. Даже если давать всем равный минимум, то за его пределами всё равно будут «надстройки» разного качества, и люди всё равно будут различаться. Эти различия приводят к неравенству как способностей, так и интересов, что отражается в социальных взаимодействиях.

5. Качественные отличия экспертов от обывателей. Теоретики и практики в области общественных процессов исходят из того, что многие, если не все социальные проекты и предложения могут оценить все члены общества, не обладающие специальной экспертизой в соответствующей сфере. Голосовать на политических выборах имеют право все, вне зависимости от знания и понимания политики. Все граждане в равной степени получают право осуществлять активность в экономической среде, вне зависимости от понимания её природы и от способности нести ответственность за свои действия. В результате обыватели оказываются жертвами оппортунистов в силу своей недостаточной подготовленности. Только эксперты в соответствующих вопросах могут избежать обмана со стороны оппортунистов. Но эксперты всегда в меньшинстве, а оппортунисты умеют манипулировать обывателями так, чтобы последние пренебрегали мнениями экспертов. При действующем принципе всеобщего равенства мы видим торжество оппортунистов, а не экспертизы.

6. Информационная перенаполненность. Тотальная грамотность, избыток свободного времени и доступность информационных каналов привели к концу ХХ века к тому, что человечество потеряло возможность отбирать лучшие инновационные идеи из всего массива творческой продукции, создаваемой на планете. Эксперты предыдущих поколений не могут чисто физически отсмотреть все новинки, создаваемые новыми поколениями, и найти среди огромного объёма ошибочных идей те, что по-настоящему ценны. (Есть данные, что сегодня за один месяц количество публикуемых научных статей равно их количеству, публиковавшемуся ранее в течение 50 лет.) До реализации доходит только малое число инноваций. Темпы коммуникации и роста населения увеличиваются, а новации в социально-политическом управлении не осуществляются, так как эксперты не могут выудить полезное новое из шелухи бессмысленного. Шансы на реализацию появляются только у тех новых идей, которые оказались обёрнуты в качественную промо-обёртку, вышли на широкую публику и завоевали популярность. Но такой успех определяется не содержанием идеи, а профессиональной подачей, которая может удачно разрекламировать даже бессмысленную новацию.

1 комментарий or Оставить комментарий
Comments
kkm_nephew From: kkm_nephew Date: Февраль, 5, 2012 08:44 (UTC) (Ссылка)

И о душе подумать...

Согласен со всем вышеизложенным. При этом вижу необходимость дополнить список заблуждений минимум двумя.
1. Вульгарный механицизм. Даже "религиозные" исследователи относятся большей частью к Богу как к сложной машине, а не как к Субъекту. Забывают постоянно о Свободе Воли.
2. Бинарность мышления. Правда/кривда - это из области формальной логики. Реальная жизнь устроена сложнее. Большая часть "нулей" являются относительными, а те, кто "абсолютны" - связаны с бесконечной континуальной или квантованной шкалой разных значений одного и того же свойства. Ложь - это ноль. А Правда может быть и 2.72, и 3.14, и 1/137...
1 комментарий or Оставить комментарий